Портал Кунцево Онлайн.
Внуково
История района Тропарево-Никулино История района Солнцево История района Раменки Проспект Вернадского История района Очаково-Матвеевское История района Ново-Переделкино История района Можайский История района Кунцево История района Крылатское История района Филевский Парк История района Фили-Давыдково История района Дорогомилово
Карта сайта Главная страница Написать письмо

  

Кунцево Онлайн

А. П. Гайдар в Кунцево

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков), в Кунцево............
Читать подробнее -->>

 

А у нас снималось кино…

Фильм Граффити

Фильм "Граффити"
Читать подробнее -->>

Открытие памятника на Мазиловском пруду.

Открытие памятника на Мазиловском пруду.

9 мая 2014 года, на Мазиловском пруду прошло открытие памятника воинам, отдавшим свои жизни в Великой Отечественной Войне.
Читать подробнее -->>

Деревня Мазилово

Старожилы Мазилова объясняли название своей деревни так: мол, в далекие времена извозчиков, возивших в Москву разные грузы, обязывали смазывать дегтем колеса телег, чтобы

Старожилы деревни Мазилова объясняли название своей деревни так: мол..................
Читать подробнее -->>


 

 

 
  



Статьи / По истории церкви Знаменской Божией Матери



 

Из истории Знаменской церкви в Кунцево

 По истории церкви Знаменской Божией Матери в Кунцеве, расположенной в западной части Москвы, имеется значительная литература, но до настоящего времени многие архивные документы находятся вне поля зрения исследователей.
В письменных источниках Кунцево упоминается лиши с ХVII в., хотя эта местность осваивалась поселенцами еще в VI-V вв. до н.э. Кунцево в ХVII в. принадлежало Милославским, Траханиотову, Мстиславским, патриарху, Матвеевым. С конца ХVII в. и до середины ХIХ в. владельцами Кунцево были родственники царствующей династии Романовых - Нарышкины, а затем со второй половины ХIХ в. - представители отечественных предпринимателей - Солдатенковы и Солодовниковы. В советские годы здесь долгое время располагалось военное ведомство.

Кунцево в течение ХVII - первой половины ХVII1 вв. входило в состав Покровского прихода церкви Покрова в Филях. В 1744 г. владелец сельца Кунцево и деревни Мазилово действительный тайный советник А.Л.Нарышкин решает возвести на личные средства церковь. В мае 1744 г. в Московскую духовную консисторию служитель Кунцевской вотчины А.Турченин от имени своего владельца направляет прошение о разрешении “в сельце Кунцово построить вновь церковь каменную во имя Знамения Пресвятой Богородицы”. При этом “попу с причетники на пропитание он, господин мой, из дач своих дал пашни 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 10 копен”. В данном прошении особенно обращают на себя внимание слова “в сельце Кунцово построить вновь (выделено нами -М.П. и Н.Я.) церковь”. Речь может идти только о когда-то существовавшей в этой местности церкви Покрова Пресвятой Богородицы, “что на городище”, разрушенной, по-видимому, в период “смутного времени” начала ХVII в. Следует предположить, что указание на эту церковь было одним из мотивов построения нового культового здания на Кунцевской земле.

В ответ на просьбу духовная консистория потребовала “Взять у оного служителя сказку коликое имеет быть ко оной церкви приходских дворов и мужеска и женска пола людей”. В своем ответе А.Турченин указал: “В сельце Кунцово дворового числа не имеется, токмо имеется знатный господской дом, где он, господин его, со всею своею фамилиею пребывает сам и при нем, господине его, служители. И при том сельце Кунцове дворовых людей мужеска и женска полу имеет быть до 100 человек”.

Но этот ответ не удовлетворил консисторских чиновников. В резолюции архиепископа московского и владимирского Иосифа по данному вопросу указывалось на необходимость подачи прошения непосредственно А.Л.Нарышкиным или по его поручительству (“у его превосходительства требовать прошения или под тем делом подписки”). Кроме того, архиепископ Иосиф требует обоснованных сведений о следующем: ”К строению в оном сельце какая влечет необходимая нужда и чем он проситель будет тоя церкви священника и священнослужителей довольствовать, ... и оное сельцо Кунцово в каком расстоянии от церкви быть имеет”. 

25 июня 1744 г. А.Л.Нарышкин готовит “верющее письмо” на имя А.Турченина  с правом “о строении оной церкви и о даче указу иметь тебе ходатайство и в том в тебе верю”. При этом в письме особо подчеркивается, что к “священнослужению вино церковное, ладан, свечи и протчие церковные требы будут отправлятца от дому моего”. Одновременно владелец подтверждал о выделении “попу с причетники на пропитание из  дач моих пашни 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 10 копен”6. Обращает на себя внимание тот факт, что письмо готовилось в соседнем селе Нарышкиных - Покровском ( в письме указывалось:”1744 году июня 25 дня ис Покровского”).  Можно предположить, что в Кунцеве уже шли строительные работы в самом помещичьем доме. В литературе отмечается о возможности одновременного возведения нового храма и коренной реконструкции господского дома.

Особое задание от архиепископа Иосифа получает Загородское духовное правление, которое обязано было “освидетельствовать: ежели в том сельце (Кунцове) самая нужда и церкви быть принадлежит и те дворы, к которой они были в приходе, той церкви священники подпишутся, что они за те дворы данные деньги платить будут сполна, то... церковь строить позволить и построя, убрать святыми иконами и протчим церковным благолепием, и выделить церковной земли, и отказать их через Вотчинную коллегию”.

Но утверждение отказа в Вотчинной коллегии церковной земли из собственных угодий А.Л.Нарышкина затягивалось. 31 октября 1744 г. А.Турченин направляет челобитную в Московскую духовную консисторию с просьбой через консисторию напомнить Вотчинной коллегии об ускорении решения вопроса об отказе земли строящейся церкви Знамения. В тот же день консистория принимает решение об оперативном направлении промемории в Вотчинную коллегию для ускорения решения данного дела. В промемории Вотчинной коллегии от 22 ноября 1744 г. в Московскую духовную консисторию давалась подробная характеристика состояния вотчинного землевладения Нарышкиных в Кунцеве.

В частности, отмечалось: “За Александром Львовичем Нарышкиным недвижимого имения по даче 705 года генваря 5 дня, что за ним справлено вообще з братьями родными Иваном, Евграфом Львовичами Нарышкинами отца их и боярина Льва Кирилловича Нарышкина недвижимое имение в Московском уезде в разных станах, в том числе в Сетунском стане, сельцо Кунцево, на Москве-реке, на речке Фильке с пустошами, пашни 76 четвертей в поле, а в дву потомуж со всеми угодьи....А вышеписанным всем недвижимым имением ныне владеет он (т.е. А.Л.Нарышкин). И сего ноября 15 дня по е.и.в. указу и по определению в государственной Вотчинной коллегии велено из недвижимого его Нарышкина в Московском уезде в сельце Кунцово имения... земли 10 четвертей, сенные покосы на 10 копен под ту церковь попу с причетом справить”.

Одновременно 22 ноября 1744 г. А.Турченин подает челобитную в Московскую духовную консисторию, в которой сообщает, что “оная церковь ныне построена и святыми образцы и протчим церковным боголепием убрана и ко освещению изготовлена”. Челобитчик просил “оную построенную церковь освятить и для того освящения святой антиминс выдать”.

10 декабря 1744 г. решением архиепископа Иосифа в Кунцево был направлен протопоп Большого Успенского собора Никифор, чтобы “достоверно освидетельствовать вышеписанная каменная во имя Знамения Пресвятой Богородицы церковь подлинно ль построена и святыми иконами убрана”. В резолюции архиепископа особо подчеркивалось, что в случае подтверждения данных необходимо выдать антиминс в “новопостроенную церковь”.

О времени построения церкви Знамения в Кунцеве свидетельствовала чугунная доска, вставленная на восточной стороне храма, с надписью: “Церковь сия Божия Знамения Пресвятыя Богородицы зачана строением 1744 году июля 3-го дня, которая созиждалася тщением и иждивением действительнаго тайнаго советника и обоих российских орденов ковалера и сенатора Александра Львовича Нарышкина и совершена того ж 1744 году декабря 30-го дня”. На небольшом кресте была сделана надпись: “Освятился храм сей во имя Знамения Пресвятыя Богородицы 1745 году месяца генваря 25 дня преосвященным Иосифом, архиепископом московским и владимирским”.

Церковь представляла собой кубический крестообразный пятиглавый храм. Первым попом церкви был определен Петр Матвеев, 26-летний священнослужитель из села Афниево Московского уезда помещика П.А.Юшкова. Прихода при церкви не было. По этому поводу П.Матвеев в особой ‘сказке” от 22 января 1746 г. показал: “...у оной же церкви в приходе не имеется крестьянских дворов”.
В 1762 г. в Знаменской церкви был перестроен церковный престол и храм вновь был освящен 28 мая того же года. Эта памятная дата также была зафиксирована на одном из крестов в виде записи: “Престол построен вновь и освящен сей же храм 1762 году месяца майя 28 дня духовных дел управителем села Павловского иереем Филипом Иларионовым”.

Первоначально церковь была крыта тесом, а главы креста - небольшими деревянными пластинками.
В июне 1767 г. новый владелец Кунцевской вотчины Л.А.Нарышкин в челобитной архиепископу московскому и можайскому Амвросию просит исключить собственных крестьян деревни Мазилово из Покровского прихода Крутицкой епархии и приписать к Московской епархии. Обосновывая  просьбу, он сообщал, что “от села Покровского та моя деревня Мазилово состоит в трех верстах, отчего крестьянам в преподаянии случающихся треб имеется немалая нужда”. В этой связи Л.А.Нарышкин предлагает учредить новый приход при Знаменской церкви и прикрепить к нему мазиловских крестьян. Определением Крутицкой духовной консистории от 25 июня 1767 г. деревня Мазилово, состоящая из 27 дворов, была приписана к Знаменской церкви в Кунцеве.

Вверх

При этом от священнослужителей церкви Покрова в Филях была взята подписка “ни с какими мирскими требами в ту деревню Мазилову не вступать и к своему приходу не числить”. В начале ХIХ в. к Знаменскому приходу была приписана деревня Давыдково, принадлежащая Хвощинским и находящаяся недалеко от церкви Знамения Пресвятой Богородицы.

В документах о строительстве Знаменской церкви в 1744 г. ничего не говорится о колокольне. По клировым ведомостям ХIХ - начала ХХ вв. известно, что первоначально деревянная колокольня стояла недалеко от церкви. В 1797 г. из-за ветхого состояния было проведено перекрытие ее крыши.
Ощутимые потери понес Знаменский приход в период Отечественной войны 1812 г. По данным Н.Скворцова в кунцевской церкви “иконостас и святые иконы целы, а оклады похищены; престол и срачицы целы, антиминс похищен, утварь церковная вся разграблена, кроме одного серебряного кадила... Приходских 42 двора сгорели, остался один господский”. Выдача нового антиминса и освящение церкви произошло 10 апреля 1813 г.

Значительные работы по реконструкции церкви были проведены в 1820-е годы. В ноябре 1822 г. в Московскую духовную консисторию поступило прошение прихожан Знаменской церкви о замене старых колоколов на один большой колокол. Свое ходатайство они мотивировали тем, что на деревянной колокольне были размещены “восемь колоколов больших и малых, большой и самый малый разбиты”. По решению епископа московского и дмитровского Афонасия от 22 ноября 1822 г. “дозволено два разбитых колокола переменить на один большой”.

В 1824 г. с разрешения митрополита московского Филарета крыша церкви и ее купола были покрыты железом, а на западной стороне на месте пятого купола сооружена каменная колокольня.
Эти перестройки в храме Знамения в Кунцеве были зафиксированы на особом камне с надписью: “Возобновлена 2 сентября 1826 года гофмаршалом Кирилою Александровичем Нарышкиным”.

В 1874 г. на южной стороне Знаменской церкви вместо крыльца была пристроена каменная ризница. А годом ранее (1873 г.) под церковью, с правой стороны, был сооружен склеп, в котором 23 апреля 1873 г. совершено погребение племянницы К.Т.Солдатенкова - Варвары Григорьевны.
26 июня 1873 г. Московская духовная консистория направляет в Cтроительное отделение Московского губернского правления проектную документацию на строительство предела при Знаменской церкви. 11 июля 1873 г. Строительное отделение утверждает этот проект.
Во второй половине ХIХ в. Знаменская церковь становится и религиозно-культурным центром в Кунцеве. В 1861 г. при храме было открыто церковное училище для местных крестьянских детей. Они обучались чтению, письму, арифметике и закону божьему. В 1871 г. вместо церковного училища на средства К.Т.Солдатенкова открывается народное училище, в котором кроме грамматики и счета дети обучались церковному пению, а также нередко во время богослужения участвовали в церковном хоре.
В 1893 г. с северной стороны Знаменской церкви строится сторожка.
К своему 150-летию кунцевская церковь заметно обветшала. В соответствии с существующими в то время правилами сохранности исторических памятников архитектуры Московская духовная консистория 25 октября 1899 г. просит Московское археологическое общество разрешить в Знаменской церкви возвести “кирпичный свод вместо сгнившего деревянного”. Проект возведения нового каменного свода готовил архитектор Д.М.Виноградов. 14 января 1900 г. Московская духовная консистория просит Строительное отделение Московского губернского правления утвердить проект и смету расходов на каменный свод. 20 января 1900 г. проект “переустройства свода в церкви Знамения Пресвятой Богородицы в селе Кунцеве” был утвержден. 
   
В 1904 г. приход церкви Знамения принимает решение о значительном расширении площади храма. 2 июня 1904 г. священник церкви В.Гурьев от имени всех прихожан направляет митрополиту Владимиру прошение о пристройке к храму нового помещения. Обосновывая свою просьбу, В.Гурьев пишет: “Постоянное население нашего прихода, состоящее из крестьян деревни Мазилово, равно 300 душам мужского пола, летом же оно увеличивается вдвое приезжающими на дачи москвичами. Между тем храм наш очень мал и расчитаный на 200 человек, не в состоянии вместить в себе всех желающих молиться. В летнее время, в большие праздники обыкновенное явление: большая часть богомольцев, особенно дачников, стоит в церковной ограде и слушает богослужение, довольствуясь тем, что доносится до их слуха из раскрытых окон храма”. К прошению прилагался план и смета расходов, подготовленные архитектором В.А.Мазыриным. Общая проектная сумма затрат на строительство составляла 30 тыс. руб. Деньги на строительство были представлены прихожанкой Тисовой (выделила 25 тыс.руб.) и церковным старостой В.И.Солдатенковым (выделил 5 тыс.руб.). В соответствии с проектом планировалось 

1.Настоящий алтарь храма уничтожить и перенести его в восточную сторону проектируемой пристройки;
2. С правой стороны алтаря основать придел в честь Святителя Николая Мерликийского Чудотворца;
3. С левой стороны алтаря устроить помещение для ризницы
4. В виду того, что могилы, находящиеся у северной стороны существующаго алтаря, бывших служителей храма: священников Сергея Соболева, Симеона Архарова и Михаила Бухарева, псаломщиков Лавра Дмитрова и Симеона Смыслова и воспитанника Вифанской духовной семинарии Ивана Смыслова должны оказаться внутри северной стороны предполагаемой храмовой пристройки, разрешить на северной стене храма прибить мраморную или металлическую доску с надписью на ней о погребении под храмом поименованных лиц. При возведении пристройки могилы означенных умерших должны остаться неприкосновенными и останки их потревожаны не будут.


Псаломщик Герасим Семеновича Смыслов (приблизительно 1900)

Семья Смысловых в Кунцево (приблизительно 1938).
В левом верхнем углу - Герасим Семенович.

Семья Семеновых в Кунцево (?) (приблизительно 1913-1915)



Но официально прошение было подано в Московскую духовную консисторию только 14 января 1905 г., так как “будучи представлено для подписания церковному старосте г.Солдатенкову в июне прошлого года, возвращено последним только в начале настоящего 1905 года января 14 дня”. Видимо, уже тогда у В.И.Солдатенкова возникли сомнения в целесообразности одобрить проект В.И.Мазырина.

25 января 1905 г. планы и сметы перестройки Знаменской церкви были направлены из Московской духовной консистории для утверждения в Строительное отделение. 1 февраля 1905 г. Строительное отделение “просит консисторию в виду древности этой церкви (т.е. Знаменской) передать означенный проект предварительно на рассмотрение Императорского Московского археологического общества и о заключении его сообщить отделению”.

В соответствии с рекомендацией Строительного отделения 9 февраля 1905 г. Московская духовная консистория направляет отношение аналогичного содержания в Московское археологическое общество. Рассмотрев заявку Московской духовной консистории, Московское археологическое общество требует от нее “выслать фотографии с этой церкви”. 30 апреля 1905 г. две фотографии Знаменской церкви были высланы от местного прихода в адрес Московской духовной консистории, а 5 мая из консистории эти фотоснимки были направлены в Московское археологическое общество.

19 мая 1905 г. вся документация по поводу расширения Знаменской церкви в двух экземплярах была вновь направлена в Строительное отделение. Однако руководство этого отделения возвращает в Московскую духовную консисторию один из экземпляров, требуя “удостоверить надписью на сем проекте, что именно он передавался на заключение Археологического общества, изъявившего согласие на производство испрашиваемых работ”. В июне 1905 г. консистория вновь направляет в Строительное отделение проект “на двух листах, на одном из которых с надписью консистории о том, что этот проект был на рассмотрении и заключении Московского археологического общества”. 20 июня 1905 г. Строительное отделение утверждает данный проект.
14 июля 1905 г. митрополит Владимир утвердил протокол Московской духовной консистории от 11 июля по поводу расширения храма Знамения в Кунцеве. Для контроля над строительными работами учреждалась особая комиссия в составе местного благочинного, приходского священника Василия Гурьева, церковного сторосты В.Солдатенкова и трех почетных прихожан.

Однако проект В.А.Мазырина не был осуществлен. По этому поводу настоятель Знаменской церкви  В.Гурьев в прошении от 14 марта 1909 г. на имя митрополита московского и коломенского Владимира писал: “До сих пор приступить к расширению храма мы не могли вследствие незавясящих от нас обстоятельств. В настоящее время церковный староста тайный советник Василий Иванович Солдатенков пожелал заменить проект г.Мазырина другим, составленным архитектором Соловьевым, как более удовлетворительным с художественной стороны”. Кроме того, В.И.Солдатенков “пожелал построить новую колокольню с тем, чтобы с уничтожением старой, новая была поставлена на северо-западной стороне храма”.

В.Гурьев от имени прихожан просил митрополита утвердить проекты архитектора С.Соловьева и дать согласие на расширение храма и строительство колокольни. Как и ранее, денежный капитал на строительство составляли пожертвования Тисовой и церковного старосты В.И.Солдатенкова.
16 марта 1909 г. все проекты и сметы по реконструкции Знаменского храма были направлены из Московской духовной консистории в Строительное отделение Московского губернского правления.

17 марта 1909 г. Строительное отделение утвердило всю проектную документацию архитектора, академика архитектуры С.Соловьева (отделение “нашло этот проект составленным правильно и означенная постройка... может быть допущена”). Из приложенных к протоколу Строительного отделения проектов, разработанных С.Соловьевым, были представлены планы пристройки к храму помещения, вид новой колокольни, общий вид церкви, а также ее виды сверху, в разрезе и т.п. Все проекты и чертежи датированы 5 июня 1908 г. и имеют подлинную подпись автора.

В то же время Московская духовная консистория  15 апреля 1909 г. просила Московское археологическое общество дать разрешение на перестройку Знаменского храма. 30 апреля председатель этого общества гр.Уваров сообщил в консисторию, что “с его стороны не встречается препятствия к разрешению перестроить церковь села Кунцево,... согласно проекта академика архитектуры С.У.Соловьева”  12 мая 1909 г. Московская духовная консистория вновь обращается в Московское археологическое общество с просьбой дать разрешение “сломать старую колокольню и построить новую по проекту архитектора г. Соловьева на северо-западной стороне храма”.
26 мая 1909 г. Московское археологическое общество информировало консисторию о том, что “к сломке колокольни при церкви села Кунцево... со стороны общества препятствий не встречается”

Вверх

В соответствии с представленными разрешающими документами из Строительного отделения и Московского археологического общества 20 мая 1909 г. в Московской духовной консистории был подготовлен проект определения на основании которого предполагалось “разрешить расширить... церковь с устройством придела, помещения для ризницы, над могильным же погребением при сем храме прибить мраморную или металлическую доску с надписанием на ней погребенных под храмом лиц и построить по сломке старой, на новом месте, новую каменную колокольню”.

Но 12 августа 1909 г.  в Московскую духовную консисторию поступило особое отношение  из Московского археологического общества, в котором было выражено беспокойство по поводу одной из заметок газеты “Московский листок” о сносе старого Знаменского храма в Кунцеве и строительстве на этом месте новой церкви. В этом отношении была выражена также просьба прокомментировать консисторией “насколько справедлива помещенная в N156 газеты “Московский листок” от 9 минувшего июля заметка о том, что древняя церковь в подмосковном селе Кунцеве в честь иконы Знамения Божией Матери, сооруженная в 1744 году ...Нарышкиным, вследствии тесноты, будет разобрана до основания для постройки нового громадного храма”. К сожалению, ответа консисторского руководства на данный запрос Московского археологического общества обнаружить не удалось. Известно, что ответ на этот запрос был направлен по адресату 24 августа 1909 г. Вероятно, он содержал пересказ определения консистории по поводу реконструкции Знаменской церкви от 20 мая 1909 г.  16 сентября 1909 г. Московское археологическое общество просит от консистории представить фотографии Знаменской церкви в Кунцеве. 18 ноября 1909 г. эти фотоснимки были направлены в общество (в архивных делах отсутствуют).

9 декабря 1909 г. Московское археологическое общество вновь запрашивает у Московской духовной консистории всю проектную документацию на Знаменскую церковь, а также “фотографические снимки со всех ее (то есть церкви) внешних сторон и с ее иконостаса”. Указанные материалы по адресату были высланы 16 февраля 1910 г. На основании полученной документации 10 марта 1910 г. Московское археологическое общество сообщило в консисторию, “что к переустройству Знаменской церкви в селе Кунцеве с ее стороны препятствий не встречается”. По существу было дано разрешение на строительство новой церкви.
Строительство нового храма началось 28 июня 1911 г.  О состоянии церкви в период ее комплексной реконструкции сохранились воспоминания известного коллекционера П.И.Щукина, когда-то проживавшего на даче в Кунцеве. Он пишет: “3 июня 1912 года посетил я опять солдатенковское Кунцево... Прежняя каменная церковь уже не существует, на ее месте возводится новая каменная, небольших размеров”.

Освещение новой кунцевской церкви состоялось спустя два года после ее закладки, т.е. 17 сентября 1913 г. архиепископом дмитровским Трифоном. Как следует из газетного репортажа О.Русинова, на освящении присутствовал весь местный церковный причт во главе с В.В.Гурьевым, священнослужители соседних церквей, в том числе Покрова в Филях, представители Московской духовной консистории. Гражданскую власть и общественность представляли градоначальник генерал-майор А.А.Адрианов, московский губернский предводитель дворянства А.Д.Самарин, заведующий Царскосельским дворцом генерал Путятин, действительный статский советник Колесников, актриса М.Н.Ермолова и др. С памятной речью выступил настоятель Знаменского храма В.Гурьев, который особо отметил благотворительную роль при построении храма хозяйки Кунцевской усадьбы Надежды Григорьевны Солдатенковой. В частности, он заметил: “Храм построен вдовой тайного советника Н.Г.Солдатенковой. По несколько часов к ряду проводила она на стройке, лично следя за производством работ”.

После освящения храма Знамения Н.Г.Солдатенкова организовала торжественный обед, на котором присутствовало более 100 приглашенных лиц. Обед сопровождался  песнопением хора Юхова. На обеде В.Гурьев вновь произнес речь, в которой подчеркнул благотворительную деятельность Н.Г.Солдатенковой, заметив, что “ее материальной и нравственной поддержкой пользуются и школа, и общество вспоможения бедным, и больница”. Отец Василий отметил и роль нового церковного старосты храма К.В.Солдатенкова: “В тяжелые годы японской войны Кузьма Васильевич был офицером крейсера “Олег”, на котором он состоял и церковным старостой. Ему пришлось изведать все ужасы Цусимы”.     
От имени  кунцевчан на обеде выступил Макаревский, пожелавший, “чтобы славный род Солдатенковых... был бы постоянным, несменяемым обладателем Кунцево”.
На строительство Знаменского храма  было затрачено около 170 - 180 тыс.руб., в том числе пожертвования составляли от 140 до 150 тыс.руб., а церковный капитал - 30 тыс.руб.

Храм был построен в неовизантийском стиле и напоминал болгарские и сербские православные церкви. Колокольня возведена в виде узкого высокого столпа подобно большим башням и колокольням итальянского средневековья. Стены храма украшены полосатой кладкой и вставками орнаментальных рельефов; плоскими рельефами покрыты и четырехгранные капители колонн западного входа. Византийским стилем пронизаны также рисунки купола, граненая центральная апсида и двойные арочные окна. Снаружи храм и колокольня были облицованы плиткой и покрыты черепицей. Специалисты предполагают, что часть западной стены церкви осталась от прежнего храма.

О новом здании церкви Знамения в Кунцеве отмечалось в клировой ведомости этого храма за 1916 г.: “Здание каменное, с таковою ж отдельно колокольней, построенной в 1912 г. в замен старой, сломанной в том же 1912 г. Переустроен весь храм, будучи значительно увеличен и получив совершенно новый архитектурный стиль, по проекту академика архитектуры С.У.Соловьева... Престолов в нем три: главный, во имя Знамения Пресвятой Богородицы, приделов два - один во имя преподобного Василия, а другой - во имя Святой Великомученицы Варвары”.
Касаясь внутреннего убранства церкви, присутствующий на освящении священник А.Русинов писал: “Иконостас мраморный в древневизантийском стиле, тоже мраморные иконостасы св.алтаря - старинные, 17-го века, серебряно-вызолоченные, в басменных окладах высокохудожественной работы”. В новый храм Солдатенковы пожертвовали Евангелие c “художественной эмалью и весом около двух пудов, пять паникадил в древне-византийском стиле с лампадами, несколько вышитых бисером икон, колокола и т.п.”.

Вверх

На всем протяжении существования Знаменской церкви материальное обеспечение церковного причта, состоящего из священника, диакона и пономаря, базировалось на 36 десятинах церковной земли, выделенной Нарышкинами из собственных угодий. В состав церковной земли входили усадебный участок, пашня, сенокос и лесной массив; все угодья располагались в одной версте от церкви, недалеко от села Крылатского. По договоренности с причтом, церковная земля оставалась за Нарышкинами, а священнослужители получали от них особую денежную ругу, обеспечивались жилым помещением и топливом. В 1762 г. руга составляла 70 руб. 21 коп., в 1775 г. - 100 руб., в 1813 г. - 348 руб., в 1822 г. - 400 руб. и в 1824 г.  - 600 руб. В 1833 г. денежная руга составила 1000 руб., из которых настоятель храма получал 500 руб., диакон - 300 руб., а пономарь -200 руб.

В 1840 г. священник Иоанн Николаев в прошении на имя Л.Нарышкина просит увеличить ему ружное содержание на 100 руб. “При теперешнем трудном времени, - пишет он,- существуя на 500 рублей, притерпеваю крайнюю с семейством нужду в содержании”. Решением владельца кунцевского имения от 7 февраля 1842 г. предполагалось “производить им ружное положение по 300 рублей серебром в год”. Кроме того, церковному причту выделялась “для разъезду одна господская лошадь” и 45 пудов сена. Л.Нарышкин подтверждал прежние условия пользования церковным причтом жилыми постройками и обеспечением топливом за счет владельца.

В середине ХIХ в. церковный причт кунцевской церкви имел билет московской сохранной казны на сумму в 428 руб. серебром, получая с них ежегодный процентный доход в размере 17 руб. 12 коп. Указанная сумма расходовалась “на поминовение, а также на масло и ладан”.

После реформы 1861 г. материальное обеспечение  церковного причта Знаменской церкви постепенно приобретает все более рыночный характер. В 1863 г. между причтом и В.Л.Нарышкиным был заключен 10-летний договор, по которому помещику переходили 24 десятины церковной земли, за которые он платил церковникам 345 руб. серебром и выделял 315 пудов сена. За причтом оставался каменный дом на земле помещика, который обеспечивался топливом, выделялся небольшой участок под огороды в размере 1591 сажени. В 1873 г. договор с причтом Знаменской церкви заключает новый владелец кунцевской усадьбы К.Т.Солдатенков. По мнению Московской духовной консистории, при составлении соглашения священнослужители могли бы увеличить арендную сумму за содержание Солдатенковым церковной земли. Это предложение мотивировалось тем, что в районе Кунцево прокладывалась Московско-Смоленская железная дорога. По словам благочинного А.Орлова, во время его встречи с К.Т.Солдатенковым, владелец Кунцево заявил: “Земля эта больше не стоит, впрочем написал, что он вместо 345 рублей за ту землю будет платить по 400 рублей”. Церковный причт Знаменской церкви настоял перед Московской духовной консисторией о необходимости подписания договора на условиях Солдатенкова.

Разъясняя свою позицию, священнослужители заметили, что каменный жилой дом, отданный Солдатенковым в пользование причту, “сдается священником летним жильцам по 300 рублей, а диаконом и дьячком по 69 рублей в год”. Кроме того, церковная земля частью “изрыта копанием глины, что было в старину, а теперь, где ямы, существуют деревья”. По мнению причта, выставлять церковную землю на конкурсный торг “ они не могут, потому что, живя в доме арендатора - владельца села Кунцево, они находятся в необходимости отдать церковную землю в аренду ему, а не кому-либо другому. Близ церкви усадебной церковной земли не имеется и селиться на церковной земле за ее отдаленностью не возможно”.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. заметно повышается материальный достаток церковного причта храма Знамения в Кунцеве, который активно занимается сдачей в аренду церковной земли. Арендаторами становятся купцы, крестьяне, почетные и личные граждане. Особенно увеличивается спрос на лесной массив, идущий под строительство и найма дач. В частности, при подписании контракта с крестьянской Старицкого уезда Т.К.Коршуновой особо оговаривался пункт о том, что арендатору разрешено “иметь... один дом с хозяйственными постройками, которые она может отдавать на лето в наем”. В другом контракте отмечалось, что съемщик земли имеет право “отдавать на летнее время в наем под дачи и на весь год под квартиры”. Cреди арендаторов можно выделить потомственную почетную гражданку Е.Г.Лобзову, личного почетного гражданина А.В.Cоколова, московского мещанина И.Терентьева и др. Срок найма обычно составлял 12 лет. В основном сдавались как небольшие участки земли (в 300 кв.саж.), так и большие (в 800 саж. и более). Арендная стоимость зависела от качества земли, характера угодий, наличия леса и т.п. В среднем одна сажень арендной земли стоила 2 руб.

В начале ХХ в. годовой доход причта Знаменской церкви заметно возрастает. Основной  доход священнослужители получали от сдачи в наем земли, который постоянно увеличивался: в 1911 г. он составлял 4500 руб., а в 1916 г. - 5200 руб. (возрос на 15,5%). Следующей статьей дохода являлся кружечный сбор, который за 1911 - 1916 гг. колебался от 395 до 630 руб. И, наконец, небольшую прибыль приносил капитал, вложенный в ценные бумаги (общая сумма капитала составляла 3200 руб.), дававший ежегодный процентный доход в размере  128 руб. 64 коп. В 1916 г. суммарный доход причта составлял 5928 руб., в том числе за аренду земли - 5200 руб. (87% от общего дохода), с кружечного сбора - 600 руб. (10,8%) и с ценных бумаг - 128 руб. (2,2%). Возрастающий материальный достаток позволил священнослужителям Знаменской церкви в конце ХIХ в. построить на церковной земле два собственных жилых дома с хозяйственными постройками.
Неравномерным был доход каждого члена церковного причта Знаменского храма, который в среднем ежегодно повышался на 4,5%. Так, общий доход протоиерея В.В.Гурьева  в 1916 г. составлял 2964 руб., диакона Н.Х.Сахарова - 1976 руб., пономаря Г.С.Смыслова 988 руб. и просвирни - 190 руб.

C установлением Советской власти коренным образом меняется социальный статус российского духовенства и его материальный уровень. В соответствии с декретами съездов Советов, ВЦИК и СНК, Конституции РСФСР 1918 г. духовенство было лишено избирательных прав, земли, банковских капиталов, постепенно вводится жесткий контроль государства над деятельностью церкви, устанавливается обязательная регистрация групп (общин) верующих. Все эти меры новой власти испытали священнослужители и верующие Знаменской церкви в Кунцеве. Члены церковного причта (В.В.Гурьев, Н.Х.Сахаров и Г.C.Cмыслов) были лишены избирательных прав.

24 августа 1918 г. группа верующих при храме Знамения заключила договор с Народным комиссариатом юстиции о праве пользоваться помещением церкви.
30 сентября 1923 г. на общем собрании группы верующих Знаменской церкви единогласно был принят устав общины, утвержден состав приходского совета и его председатель. В состав совета вошли 12 человек, включая трех членов церковного причта. Председателем совета был избран настоятель храма В.В.Гурьев, а церковным старостой крестьянин деревни Мазилово Н.Т.Синицын.

Устав общины готовился по официально утвержденному образцу и носил явно политическую направленность и лояльность к Советской власти. В нем подчеркивалось, что “ приходская религиозная община, признавая Советскую власть и социальную революцию, имеет целью объединение прихожан православной веры исповедания в единый приходский союз при храме Знамения Пресвятой Богородицы в Старом Кунцеве для совместного участия в богослужении, молитвах, таинствах и приходской деятельности”. В уставе четко фиксировались основные функции религиозной общины. В частности, указывалось, что приходская община “1. устраивает молитвенные собрания; 2. управляет имуществом; 3. заключает сделки частно-правового характера, связанные с управлением культовым имуществом; 4. заботится о материальных нуждах местного клира и прихожан”. Приходская община имела право выбирать церковнослужителей, собирать добровольные пожертвования в пользу храма. Все вопросы решались на общем собрании прихожан простым большинством голосов.

На общем собрании верующих 30 сентября было также подписано заявление прихожан об утверждении их устава. Среди подписавших заявление в основном были жители Мазилово. Обращает внимание тот факт, что среди подписавших некоторые занимали ответственные должности в выборных органах Советской власти. Так, Г.А.Соколов в 1918 г. являлся членом Козловского волсовета и председателем Мазиловского сельсовета, а в 1923 г. выбран народным заседетелем.
25 июля 1925 г. приходская община храма Знамения в Кунцеве подписала новый договор о порядке пользования церковью. В нем указывалось, что церковная приходская община получила “в бесплатное пользование находящееся в Старом Кунцеве в бывшем имении Солдатенковых здание культа, состоящее из кирпичной одноэтажной церкви, с отдельной колокольней и деревянной сторожкой, размером 15 на 10 кв. аршин”.

Далее в документе отмечались чисто политические обязательства приходской общины: "В принятом нами в пользование здании мы обязуемся не допускать: а) политических собраний враждебных Советской власти направлений; б) раздачи или продажи книг, брошюр, листков, посланий, направленных против Советской власти, в произнесении проповедей и речей, враждебных Советской власти; в) совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти”. Кроме того, церковная община принимала на себя финансовые обязательства по содержанию культового здания, оплату государственных и местных налогов.

В 1920-е годы из храма Знамения в Кунцеве было изъято большое количество церковных ценностей. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 г. о помощи голодающим Поволжья в церквах началось массовое изъятие ценностей. 3 мая 1922 г. по Знаменской церкви представителями специально созданной Московской уездной комиссией по изъятию церковных ценностей была составлена опись на 116 единиц церковных предметов из серебра и золота весом в 52 кг. для последующей передачи их в Гохран  и в фонд помощи голодающим. Но часть предметов церковного обихода осталась в храме. По этому поводу председатель комиссии доносил в Козловский волсовет, что “мною оставлено некоторые серебряные вещи в храме Старого Кунцево”.

Полностью было изъято 48 предметов. Судя по описи 1922 г., всего в Государственное хранилище материальных ценностей (Гохран) было передано 39 наименований изделий в количестве 47 единиц: две престольные чаши весом 3 ф. 34 зол., крышки с двух Евангелий - 15 ф. 20 зол., украшения с пяти Евангелий - 35 ф. 23 зол., один Евангелие - 11 ф. 8 зол., две дарохранительницы (изображены в виде храма и ковчега), 6 крестов - 33 ф. 17 зол., оклад с храмовой иконы Знамение Божией Матери - 6 ф. 5 зол., 8 риз с икон - 23 ф. 21 зол., 2 кадила - 1 ф. 99 зол., 9 лампад, 2 дискода - 1 ф. 151 зол., по одной звезднице - 1 ф. 2 зол. и лжице - 12 зол. и 4 тарелочки - 1 ф. 141 зол.

В конце 1920-х годов в СССР началась новая волна антирелигиозной кампании, сопровождаемая закрытием церквей. Острый характер эта борьба приобретает в Козловской волости, на территории которой располагалась Знаменская церковь. В 1929 г. при закрытии Серафимо-Николаевского храма в Кунцеве отдельные организации поставили вопрос и о прекращении функционирования церкви Знамения в Старом Кунцеве. Так, 13 мая 1929 г. на собрании 28 военнослужащих 4-го отдельного воздухоотряда, проживающих в районе бывшей усадьбы Солдатенковых, (дачи N15,16,23,27 и 29) была принята резолюция “за закрытие Мазиловской церкви”.

Спустя более двух лет, 16 сентября 1931 г., вопрос о закрытии Знаменской церкви был официально поставлен  на заседании Президиума Кунцевского райисполкома. Решение Президиума сводилось к следующему: “П(ункт) 6. Ходатайство командира 4-го отдельного воздуходивизиона о закрытии церкви, находящейся на территории дивизиона. Имея в виду, что: а) указанная церковь находится на территории воздухоплавательного дивизиона; б) дивизион не имеет клуба для проведения культурно-просветительной работы с красноармейцами и начсоставом и имеет средства для переоборудования помещения под клуб; в) по близости дер.Мазилово, граждане которой посещают указанную церковь, а в расстоянии 2-2,5 км. имеются две другие церкви, Президиум РИК ” постанавляет: ходатайствовать перед Мособлисполкомом о скорейшем закрытии церкви, находящейся на территории воздуходивизиона и передачи таковой воздуходивизиону для использования под клуб красноармейцев”.
В 1932 г. церковь Знамения в Старом Кунцеве была закрыта. Был ликвидирован и родовой склеп Солдатенковых. Первоначально в бывшей церкви размещалась фабрика, затем лыжно-прокатная база, библиотека, а с 1960-х годов помещался спортивный клуб Московского ПВО. Внутри здание было переоборудовано, колокольня разобрана, кресты с куполов сняты57.


Трагичной оказалась и судьба церковного клира храма Знамения. В августе 1937 г. в Кунцеве и Филях начались массовые аресты церковнослужителей, обвиненных в контрреволюционной деятельности. По литературным сведениям известно, что из бывшей Знаменской церкви 21 сентября 1937 г. был арестован настоятель храма В.В.Гурьев (в 1930-е годы служил в Спасо-Сетуньской церкви). Он был обвинен “в принадлежности к контрреволюционной церковно-террористической группе” и 13 октября 1937 г. был расстрелян. 22 марта 1938 г. аресту подвергся протоиерей В.П.Смирнов за “ контрреволюционную агитацию повстанческого характера”  и 1 июля 1938 г. - расстрелян. Приговор обвиняемым был приведен в исполнение  на Бутовском полигоне НКВД.

В военный и послевоенный период среди населения Москвы и Подмосковья активизируется движение за возвращение храмов верующим. В местные органы власти адресуются заявления и направляются ходоки с единственной просьбой - открыть храмы. В этих акциях участвовали и жители Кунцево и деревни Мазилово. Только по г.Кунцево по данным на 1948 г. поступило 11 заявлений с просьбой открыть церкви в городе. Все ходатайства были отклонены. Заявление с ходатайством  об открытии Знаменской церкви подавали и жители Мазилово. В частности, одну из таких просьб подписали 22 жителя этой деревни. Но их заявление было отклонено решением Мособлсовета от 17 мая 1946 г.

Перестроечные процессы в общественной жизни страны конца 1980-х годов не могли не сказаться и на судьбе Знаменской церкви в Кунцеве. С 1 октября 1990 г. в храме вновь началось богослужение, а его освящение  состоялось спустя чуть более двух месяцев,19 декабря. Решением Президиума Моссовета от 30 июля 1992 г. храм был поставлен на государственное хранение. Стены церкви стали украшать иконы, преподнесенные в дар прихожанами. Знаменательным событием в истории храма явилось его посещение патриархом Алексием П. В 2002 г. в северо-западной части церкви было построено двухэтажное здание, а к его северному торцу пристроена колокольня, аналогичная той, которая была ранее снесена.
Такова история этого интересного памятника церковного зодчества на протяжении ХVII1- начала ХХ1 вв.

Михаил Федорович Прохоров

Документальный филь "Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Кунцево"



Вверх

Портал Кунцево Онлайн

 

 

Новости

  Нашлись скульптуры.
Скульптуры с территории дома-усадьбы Нарышкиных, потерянные в 90-х годах в Кунцево
Скульптуры с территории дома-усадьбы Нарышкиных, потерянные в 90-х годах в Кунцево.

 
    Новые фотографии
В Единении Сила
В Единении Сила
 
  Пожар в Усадьбе Нарышкиных
Пожар в Усадьбе нарышкиных
Поджог дома Нарышкиных



 
 
Усадьба Нарышкиных.
Усадьба Нарышкиных.
Памятник русского зодчества XVIII века.
К сожалению, ремонт этого памятника очень сильно затянулся...


Читать подробнее -->>

 
 
Лето, Солнце, Пляж!
Бассейн в парке Фили!
Бассейн в парке Фили!

 
  Ближняя дача Сталина в Кунцево.
Ближняя дача Сталина в Кунцево.

Ближняя дача расположена теперь в черте Москвы, среди елового лесочка. Приземистый дом скрыт
.


 
  Внутри усадьбы Нарышкиных
Усадьба Нарышкиных изнутри!!
Усадьба Нарышкиных изнутри!!


 
 

 
  Кунцевское городище
Кунцевское городище
Уже в 1649 г. межевая опись Кунцева называла его "городище" Итак, окрестные жители связывали данное место с "нечистой силой".
...
Читать подробнее -->>

 
  Иван Егорович Забелин
Иван Егорович Забелин
Иван Егорович Забелин - автор фундаментальных работ по материальной и духовной жизни русского народа. Ему принадлежит обширный труд "История русской жизни....


Читать подробнее -->>

 

 

 

Яндекс цитирования Копирование материалов с сайта только с разрешения авторов.
Ссылка на портал www.kuncevo.online обязательна.
Исторические материалы предоставлены детской библиотекой №206 им. И.Е.Забелина
Веб Дизайн.StarsWeb, 2009

Copyright © Кунцево-Онлайн.
Портал Кунцево Онлайн.